Претензия. Как правильно написать претензию, её правовые последствия

Мы все что-то продаём или покупаем, оказываем услуги, другими словами вступаем в товарно-денежные отношения. Как правило всё проходит гладко, но иногда мы покупаем товар не того качества, как был заявлено в рекламе, получаем услуги, не соответствующие нашим ожиданиям.

И каждый раз, когда мы начинаем выяснять отношения, мы слышим фразу - обращайтесь в суд. Так ли это необходимо? Есть ли другие, более простые способы разрешить спорную ситуацию к обоюдному удовлетворению?

Одним из таких решений является - претензия. Претензия это письменно изложенная позиция покупателя по отношению к продавцу продавшему товар или лицу оказавшему услуги с не надлежащим качеством, в не полном объёме, в не надлежащие сроки. При этом претензия может быть использована как во взаимоотношения физических лиц, так и во взаимоотношениях юридических лиц.

С чего начинается претензия?

Взаимоотношения между потребителями и продавцами (товаров, работ, услуг) регулируются Законом № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992. Знание этого Закона в наши дни необходимо и актуально как никогда.
Что делать, если вы купили сапоги, а они развалились на второй день? Или вы заключили договор на поставку мебели, а её привезли поцарапанную или не привезли вовсе?
«Собирать документы и подавать иск в балашихинский суд» - скажут большинство и будут совершенно неправы.
Прежде всего, необходимо писать продавцу письменную претензию с требованием выполнить свои обязательства, вернуть деньги, устранить недостатки и т.д.

Зачем нужна претензия?

Претензия не предусмотрена законодательством как обязательный досудебный порядок урегулирования спора, однако наш юрист всегда рекомендует составлять претензию по следующим причинам:
1. Статьей 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае удовлетворения судом исковых требований потребителя, с ответчика взыскивается в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной к взысканию суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
То есть вы обратились с претензией к продавцу (исполнителю, изготовителю и т.д.), но он не удовлетворил требования добровольно, за это суд взыщет с него дополнительно половину суммы от удовлетворенной.
2. Законом также предусмотрено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы или оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю пеню в размере 3% от цены договора.
Допустим, продавец нарушил сроки поставки товара, и потребитель вправе, на основании ст. 28 Закона о защите прав потребителей, расторгнуть с ним договор и требовать возврата уплаченных по нему денежных средств. Уведомить продавца о расторжении договора можно, конечно, и устно, но как потом в суде доказать, что вы уведомили его именно в этот день, и именно в этого дня должна начисляться неустойка?
Вот для чего необходима претензия.
Претензия - один из значимых документов по делу, исследуемому судом в качестве доказательства.
Кроме того, письменная претензия существенно увеличивает шансы на внесудебное урегулирование спора. Почти все предприятия прекрасно осведомлены о последствиях нарушения Закона о защите прав потребителей и последствиях неудовлетворения требований потребителя в досудебном порядке, поэтому стремятся не доводить дело до суда и урегулировать вопрос максимально бесконфликтно с минимальным для себя ущербом.

Как составить претензию?

Претензию можно начинать составлять если:
- в приобретенном товаре обнаружились недостатки,
- если товар не соответствует заявленных в описании характеристикам,
- если нарушены сроки доставки,
- если есть претензии к качеству
- если потребитель хочет расторгнуть договор в связи с его нарушениями.

В претензии указываются реквизиты сторон, суть проблемы, описание и стоимость товара (работ или услуг), сроки для устранения недостатков, и требования.
Пожалуй, самое главное в претензии - это требования. Они тоже должны быть заявлены в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
К примеру, если у вашей покупке обнаружились недостатки, которые не были оговорены заранее, то вы вправе, в соответствии со ст. 18 Закона, по своему усмотрению:
- требовать замены товара на товар этой же модели или марки,
- замены товара на товар другой марки (с перерасчетом покупной цены),
- соразмерного уменьшения покупной цены,
- безвозмездного устранения недостатков
- возврата уплаченной за товар суммы.
Иные требования выдвигать нельзя, так как они не предусмотрены законом.
Желательно все свои требования основывать на действующем законодательстве и указать в претензии ссылки на Закон о защите прав потребителей, ГК РФ и иные нормативно-правовые акты. Так вы дадите понять изготовителю, что знаете свои права и твердо намерены их отстаивать.
При составлении претензии важно не упустить наиболее значимые обстоятельства: даты, номера, сроки, артикулы и т.д. и уделить им особое внимание.
К претензии рекомендуется приложить копии подтверждающих документов: чека, договора, ордера и т.д., как подтверждение обстоятельств, на который вы ссылаетесь в обоснование своих требований. При этом все прилагаемые документы к претензии должны быть в ней перечислены (приложения).
Претензия должна быть составлена от имени и с подписью того лица, которое приобретало товар или заключало договор. Никаких супругов, мам или бабушек.
И конечно же лучше всего если претензия составлена грамотным юридическим языком.

Самое главное - не забудьте подписать претензию! Претензия без подписи - недействительна.

Как вручить претензию?

Самый быстрый способ - это вручить претензию лично, приехав в магазин или офис. При этом, у Вас на руках должно быть две копии претензии: одну вы отдаете продавцу, на второй он ставит отметку о принятии. Самое главное в отметке на вашей копии претензии  - это дата принятия претензии и подпись с указанием должности принявшего её работника. Наличие штампа или печати - необязательно.
Эта отметка служит доказательством того, что продавец действительно получил претензию на руки. Если на суде говорить, что вы вручили претензию, но продавец нигде не расписался - это не будет надлежащим доказательством, и тогда неустойка и штраф могут не быть взысканы.
Если продавец отказывается брать претензию, придется воспользоваться вторым способом - отправить её по почте. Отправлять претензию по почте нужно обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении, сохранив при этом опись вложения и квитанцию об отправке (это расходы можно будет в будущем взыскать в суде). Уведомление о вручении вернется к вам с датой принятия письма и подписью получившего её работника. Отследить свою претензию вы можете по интернету, воспользовавшись порталом Почты России.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что не смотря на то, что претензионный порядок необязателен, его рекомендуется соблюсти, для того чтобы документально зафиксировать юридически значимые факты.
Если вы не уверены в своих силах и знаниях, лучше всего поручить составление претензии опытному специалисту, который знает на какие конкретно детали надо обратить внимание в тексте, а какие являются менее существенными. Юрист поможет Вам обосновать и правильно сформулировать свои требования, а также подкрепить их отсылками на действующее законодательство.

Все расходы, понесенные на составление претензии и за её отправку можно будет в последствии взыскать с ответчика в судебном порядке на основании ст. 98 ГПК РФ.

Балашиха

Образец претензии

 

В ПАО "Кидалов и компания"

генеральному директору Разводилову А.А

г.Балашиха, ул.Кривой козы, д.1

от

покупателя Терпило Б.Б.

проживающего по адресу:

Балашиха, Элитный тупик, д.2, кв.2020

 

П Р Е Т Е Н З И Я

30 декабря 2015 года, я заказал в Вашей фирме по акции "Трубы горят" комплект мягкой мебели "Неликвид" артикул АД-001 с доставкой на 01 января 2016 года. Как было сказано в вашей рекламе при 100% предоплате доставка осуществлялась бесплатно. Я, Терпило Б.Б. оплатил 100% стоимости мягкой мебели кредитной картой "Лохбанка" (копию чека прилагаю). Сразу после оплаты со мной связалась ваша диспетчер Хамова В.В. и договорилась на доставку мебели "Неликвид" на 10 часов утра 1-го января 2016 года.

1-го января в 10-00 доставка мебели не была осуществлена. Я позвонил в вашу фирму и не совсем трезвый голос ответил что грузчики с мебелью уже выезжают. В 12-20 на мой телефон позвонил ваш сотрудник Подъёмный Г.Г. и заявил что доставка мебели осуществлена и вся мебель находится в холле 1-го этажа моего дома. На мой вопрос почему доставка не осуществляется на этаж, мне было заявлено что доставка осуществляется только до подъезда, а доставка на этаж оплачивается отдельно по 187 р за этаж. Я был вынужден оплатить 4675 руб, так как проживаю на 25 этаже, причём Подъёмный Г.Г. потребовал всю оплату авансом вперёд. К 14-00 ваши грузчики под руководством Подъёмного Г.Г. всё таки доставили комплект мягкой мебели "Неликвид" к дверям моей квартиры. Как оказалось, обивка дивана была повреждена следами салата и имела ярко выраженный запах спиртного. Журнальный столик имел на полированной поверхности непечатную надпись гвоздём, а кресла были перепачканы губной помадой, которую невозможно стереть.

В связи с выше описанными дефектами поставленная вами мягкая мебель имеет непоправимые дефекты поэтому прошу вас забрать всю вашу мебель и вернуть мне всю сумму потраченную на приобретение и подъём мебели на мой этаж.

02 января 2016 года

Терпило Б.Б.



+7-965-260-76-07

Дата создания: 05.02.2024 12:19:30
IP Адрес: 95.31.30.27