Этот маленький немецкий городок отключил себе электроэнергию и перешёл на полное самообеспечение

Аргументы в пользу амбициозной и изменяющей нашу жизнь экологической политики выдвигаются всё чаще и больше, и за последние 12 месяцев в США, Европе и Великобритании была заключена серия "новых зеленых сделок" — как продолжение программ экономических реформ проводимых Рузвельтом в 1930—х годах. Такая политика включает крупные государственные инвестиции в развитие инфраструктуры возобновляемых источников энергии, модернизацию зданий для повышения их энергоэффективности, а также эффективный и высокоскоростной общественный транспорт.

Осознание того, что изменение климата требует глубоких системных изменений в экономике, американская версия включает введение гарантий занятости для местного населения - работа в государственном секторе будет доступна любому гражданину США, который захочет её получить. В Европе звучат предложения чтобы государственные банки начали инвестировать 5% ВВП каждый год, с целью "радикально сократить выбросы углерода в Европе, построив устойчивую и нулевую инфраструктуру выбросов".

Серьезные усилия по созданию экологически чистой инфраструктуры в масштабах страны, несомненно, необходимы. Но теоретики климатической справедливости уже давно утверждают, что технических решений будет недостаточно без параллельного перехода к глобальной экономике, которая не будет опираться на постоянный рост.

Решение проблемы создавшейся чрезвычайной ситуации с изменением климата требует огромных инвестиций, но оно также требует радикальных изменений форм собственности недвижимости и управления ей, которые лежат в основе современной капиталистической экономики. Нам нужно двигаться к моделям экономической демократии, где все - от инвестиционных решений до заработной платы - решается демократическим путем рабочими и гражданами.

Противостояние такой абстрактной концепции, как "глобальная экономика", может показаться сложной задачей. Но, перенося нашу перспективу на уровень наших городов и поселков, инновационные модели экономической демократии уже сейчас дают людям возможность принимать реальные решения в случае чрезвычайной ситуации с изменением климата.

Благодаря тому, что 100% электроэнергии поступает из возобновляемых источников (а ещё больше запасается), немецкий город Вольфхаген особенно наглядно демонстрирует, чего можно достичь, когда муниципалитеты принимают инновационные подходы к владению и управлению ключевой инфраструктурой. Важные уроки можно извлечь из гибридной модели собственности этого города, которая может и должна применяться к секторам, выходящим за рамки производства энергии.

 

Город на самообеспечении энергией

 

 

Энергетическая демократия

 

Из-за катастрофы на Фукусиме, и в сочетании с давними общественными движениями против ископаемого топлива в 2011 году правоцентристское правительство Германии объявило, что оно начинает проводить национальную политику энергетического перехода. Однако в Вольфхагене, городе в центральной Германии с населением около 14 000 человек, этот переход, в то время, уже шел полным ходом.

Еще в 2005 году местное самоуправление решило вернуть себе власть. Первыми шагами к выполнению плана Вольфхагена стать полностью самообеспечивающимся городом на возобновляемых источниках энергии, городское правительство решило не продлевать лицензионное соглашение с частной компании E.O.N, вместо этого заключив контракт с публичной компанией – Stadtwerke Wolfhagen. После принятия в 2008 году решения о том, что вся бытовая электроэнергия будет обеспечиваться за счет местных возобновляемых ресурсов к 2015 году, город взял на себя обязательство построить парк солнечной энергии и ветряную электростанцию.

Источники возобновляемой энергии

Движимый отчасти нехваткой финансовых ресурсов, а отчасти видением совместной и современной энергетической системы, Вольфхаген решил продолжить инновационную форму "кооперативного участия", которая поставила бы энергию в совместную собственность муниципалитета и нового кооператива под руководством граждан - BEG Wolfhagen. Выступая в 2011 году, директор кооператива Мартин Рюль пояснил: "посредством кооперативного участия мы хотим сделать граждан не только совладельцами и потребителями, а также через форму прямого участия в Stadtwerke также соучредителями городского кооператива. Во всех будущих проектах граждане и потребители электроэнергии будут сидеть за столом с самого начала."

Образованный в 2012 году гражданами которые вели агитацию за развитие ветропарка, кооператив в настоящее время владеет 25% акций энергетической компании. Имея более 800 членов и капитализацию более 3,9 млн евро, кооператив не просто позволяет гражданам владеть долей в городской энергетической компании - он также позволяет им контролировать её. Представители кооператива имеют два из девяти мест в совете директоров энергетической компании, предоставляя гражданам право голоса по всем вопросам, касающимся производства и поставки электроэнергии в регионе, начиная от установления цен на энергоносители и заканчивая реинвестированием в новые мощности.

Сам кооператив также имеет фонд энергосбережения, который получает свои средства непосредственно от прибылей энергетической компании. Фонд, управляемый Консультативным советом по энергетике, состоящим из девяти членов кооператива, а также по одному члену от местного энергетического агентства, Штадтверка и муниципалитета, призван поддерживать стратегию и инициативы, направленные на повышение энергоэффективности среди его участников. На практике это означает, что решения по снижению выбросов углекислого газа под руководством граждан теперь обеспечиваются регулярным и демократически контролируемым источником финансирования.

Просто переход

Опыт Вольфхагена показывает, что быстрый переход на возобновляемые источники энергии нашего энергоснабжения полностью совместим с новыми моделями экономической демократии. Решительные и эффективные меры по преодолению климатического кризиса могут быть приняты на основе процессов коллективного расширения прав и возможностей, не прибегая к экологическому авторитаризму.

Гибридные модели собственности не только способны обеспечить капитал сверх того, который может быть предоставлен государством, но и сделать это таким образом, чтобы работа этого капитала отвечала общим интересам. Это противоречит логике частных компаний, которые стремятся к получению прибыли только акционерами.

Хотя национальное государственное финансирование, безусловно, необходимо, учитывая масштабы чрезвычайной ситуации в области климата, оно не должно быть абсолютным препятствием для принятия самостоятельных мер в городах и поселках. Местные органы власти не должны использовать бездействие национального правительства в качестве оправдания своего бездействия.

Горожане используют собственное электричество

Если мы действительно собираемся бороться с климатической катастрофой, нам нужно будет резко расширить количество и разнообразие пространств для настоящего демократического взаимодействия. Это означает не только вовлечение людей в государственные решения, но и создание и финансирование пространств, в которых граждане (наряду с государственными субъектами и социальными бизнес-инициативами) могут сотрудничать в обеспечении радикальных альтернатив в нашей экономике.

В конечном счете, срочность и масштабность переходного процесса, необходимого для эффективного решения чрезвычайных климатических проблем, требуют от национальных правительств осуществления многих амбициозных инвестиционных планов, предусмотренных сторонниками "нового зеленого курса".

Но Вольфхаген демонстрирует, что новаторские подходы к собственности и управлению коммунальными предприятиями могут не только открыть возможности для дальнейших совместных капиталовложений, но и создать новые формы демократического участия в их управлении. Именно создание этих демократических пространств может позволить гражданам выйти за рамки индивидуалистических усилий по "сокращению своего углеродного следа" и вместо этого объединить все усилия в пул инноваций для обеспечении справедливого перехода к устойчивой и демократической экономике.

 

 





Дата создания: 30.11.2024 14:19:49
IP Адрес: 37.192.113.152