Уличное освещения имеет важное значение. Оно позволяет малому бизнесу и розничным продавцам работать в течение более длительного времени и улучшает безопасность дорожного движения, да и общественную безопасность. Освещение также делает улицы более безопасными для детей и женщин.
Но во многих городах Африки к югу от Сахары уличного освещения катастрофически не хватает, а там, где оно есть, оно крайне ненадежно. В Кампале, Уганда, например, освещено лишь 8% дорог от всей уличной сети города.
В городах, сталкивающихся с многочисленными более важными проблемами и очень ограниченными бюджетами, уличное освещение редко является приоритетом.
Даже при наличии желания у власть имущих осветить улицы вверенного им города, существуют серьезные препятствия для внедрения обычного уличного освещения. Многие города имеют большие площади неформальных поселений, которые не подключены к национальной электросети. Затраты на сетевое подключение и инфраструктуру уличного освещения – такие как столбы, лампы и тротуары - огромны.
Решение этого вопроса может лежать в плоскости солнечного освещения. Исследователи, проводившие экспериментальные работы по уличному освещению в двух угандийских городах, столице Кампале и Джинджа, городе с населением около 80 000 человек, обнаружили, что уличное освещение на солнечной энергии может стать более дешевым, более надежным решением, и принести огромные выгоды.
Уличное освещение на солнечной энергии дешевле в установке и эксплуатации, т.к. каждая лампа имеет свой источник энергии и не требует подведения электрических проводов и подключения к городской сети.
Кампала и Джинджу были выбраны потому что правительства обоих городов установили солнечные уличные фонари в 2018 году: более 1800 в Кампале и 92 в Джиндже. Исследователи хотели узнать, каково было воздействие уличного освещения с момента его установки и можно ли повторить этот опыт в других городах Уганды и Африки к югу от Сахары.
Были проанализированы национальные документы и стратегии развития городов, проведены консультации с коллегами-исследователями из Университета Макерере в Кампале, чтобы определить круг заинтересованных сторон для проведения интервью. В общей сложности было опрошено 23 человека, включая государственных должностных лиц, энергетиков и членов местных общин, таких, как владельцы предприятий и участники дорожного движения.
В двух городах средняя стоимость солнечного освещения составляла около 1,600$ за один солнечный уличный фонарь, против 2,150$ за обычный уличный фонарь. В Джинджа долг города перед электросетью в 350 000 $ привел к отключению обычных уличных фонарей. На сегодняшний день все эти фонари отключены.
Если бы по всей стране был произведён переход на солнечное освещение, правительство Уганды могло бы сократить расходы на установку освещения на 25%, расходы на электроэнергию на 40%, а расходы на техническое обслуживание на 60%.
Солнечное освещение практически не имеет эксплуатационных расходов, потому что вы ставите осветитель, а солнце делает всю остальную работы. Наоборот, обычное освещение требует больших счетов за электроэнергию и более высоких затрат на техническое обслуживание, потому что лампочки нужно заменять чаще.
Местные жители и хозяева малого бизнеса, с которыми мы разговаривали, выявили множество побочных эффектов от реализации солнечных проектов уличного освещения.
В Джинджа жители бедного района, где были установлены 20 солнечных уличных фонарей, сказали, что это освещение сделало улицы более безопасными и позволили малым предпринимателям оставаться открытыми в течение дополнительных пяти часов в день. Это особенно важно для групп с низкими доходами, которые теперь могут зарабатывать больше денег за день.
Уличное освещение имеет и другие потенциальные преимущества
Например, солнечные светильники могут помочь увеличить торговые часы для малого бизнеса. А благодаря экономии электроэнергии, правительства городов могли бы также перенаправить сэкономленные средства на установку большего количества уличных фонарей.
Хотя в использовании солнечных фонарей имеется много преимуществ, существуют и проблемы.
Во-первых, в городах Уганды, как и во многих странах Африки к югу от Сахары, отсутствует опыт разработки и производства новых видов солнечного освещения. Это означает, что страна должна полагаться на внешних поставщиков при разработке планов городского освещения, а не на развитие внутренних рынков, которые могли бы стимулировать национальный рост.
Во-вторых, хотя экономические аргументы в пользу выбора солнечного света над обычными уличными фонарями очевидны, муниципалитеты не имеют необходимого капитала для финансирования первоначальных инсталляций. Существует также высокий риск того, что замена фонарей может стать невозможной, если не будет улучшено финансовое состояние муниципалитетов.
Для преодоления этих проблем национальные правительства должны создать более прочную нормативную базу для роста и контроля над внутренним рынком солнечной энергии; укрепления потенциала муниципального персонала в области планирования, финансирования и осуществления инфраструктурных проектов; и обеспечения участия широкого круга заинтересованных сторон, включая местные общины, в планировании проектов в целях максимального увеличения социальной отдачи от нового вида уличного освещения.