Цифровое общество и недвижимость. Риски цифровых технологий и цифровой среды при переходе права собственности

Если бы 5 лет назад любому собственнику квартиры в Балашихе сказали, что он может совершить сделку купли-продажи имея на руках только цифровую подпись - никто бы этому не поверил.

Рассматривая проведение сделок с недвижимым имуществом с точки зрения цифрового лагеря, в который нас привели технологии невозможно дать однозначного ответа - стало лучше или хуже. Как и любая медаль, цифровизация недвижимости имеет две стороны, каждая из которых теперь крепко привязана и к нам - людям, и к имуществу, которым мы владеем. Удобство цифровизации неразрывно связано с рисками цифровой среды при создании, передаче и обработке информации в сфере недвижимости.

Получение услуг в электронном виде в недвижимости значительно облегчает не только оформление сделок, но и простой поиск информации по объектам, собственникам и правоприемникам. Это, в первую очередь, гигантская скорость получения информации и значительное экономии время современного цифрового общества. Особенно чётко риелторы это видят при работе с пожилыми клиентами.

Если говорить о том, как совершалась купля-продажа квартир и загородной недвижимости в далёкие 90-е годы в доцифровом обществе, то сразу вспоминается очередь к нотариусу, который составлял договор купли-продажи и толпа в БТИ, где сотрудники бюро ставили на него штамп. Наверное, если бы в Балашихе было больше нотариусов и хотя бы два БТИ, всё было бы не так напряжно.

Затем было произведено упрощение в сфере регистрации договоров недвижимого имущества - появилась новая структура Регистрационная палата, и пока Регпалата находилась в том же здании где и БТИ у граждан добавилась всего одна очередь.

С увеличением количества сделок с недвижимым имуществом Регпалата перебралась на Октябрьскую 10, в отдельное помещение, но очереди почему-то остались и в БТИ и в Регпалате.

С принятием закона о кадастрировании, в Балашихе появилась и кадастровая палата, затем МФЦ, но очереди всё равно возникают.

Как уверяют в административных органах, всё дело в человеческом факторе. То сотрудники подвергаются эпидемическим заболеваниям, то зарплата маленькая - ни кто не хочет работать, то у все граждан появилось стремление срочно подать документы на регистрацию, пока банки не повысили ставки по ипотеке.

Выход был найден в устранении живых людей из участия в процессе регистрации переходов прав собственности и полном переходе на самообслуживание гражданами при подаче и подготовке документов для сделок купли-продажи.

В идеале схема выглядит следующим образом - Покупатель и продавец составляют договор где одна сторона покупает, а другая продаёт объект недвижимости с определённым кадастровым номером, указывая свои паспортные данные, и загружают договор на сайт Росреестра, подписав электронными подписями.

Искусственный интеллект Фёдор бежит на сайт Госуслуг и находит запись о Продавце:

- о том, что такая недвижимость действительно существует

- о владении недвижимостью с указанным кадастровым номером

- чтобы узнать об отсутствии обременений на недвижимость он бежит по сайтам в поисках судебных решение и обременений по долгам ЖКУ и капремонта

- о отсутствии задолженностей по налогам и претензиям третьих лиц

- о том что продавец не является иноагентом или гражданином недружных нам стран

.

.

.

- и наконец удостоверяется в идентичности цифровой подписи и сличает её с подписью на договоре

- о оплате госпошлины

После чего делает запись о переходе права собственности с одного физического лица на другое.

 

Только представьте с каким объёмом данных приходится работать бедному роботу в среде цифрового мира, ведь только записей с фамилиями граждан в России более 140 миллионов!

И на всех этапах обработки информации необходимо делать выборки из данных разных ведомств. Другими словами в процессе создания, работы и поддержания этих баз в порядке доступ к имеющейся информации, в том или ином виде, имеют сотни людей, которые физически могут находится даже не в России.

Специалисты по кибербезопасности рекомендуют всегда иметь в виду, что обеспечить 100% защиту данных физически невозможно, не смотря на зеркалирование информации, протоколы шифрования, алгоритмы подтверждения аудентичности и т.д. Всегда возникнет какой-то неучтённый фактор или говоря профессиональным языком фактор риска при работе с цифровыми технологиями, который повлияет на работу базы данных, оборудования, сетей передачи - и это не говоря о человеческом факторе. Как пример - работа сайта судебных приставов - получить к нему доступ бывает, порой, довольно проблематично - то ли из-за наплыва желающих, то-ли из-за медленно обновляющейся на нём информации.

То, что кибер-специалисты скромно именуют «невозможностью абсолютной защиты данных» для Покупателя и Продавца может обернуться риском отказа в государственной регистрации перехода права собственности или в возникновении ситуации когда одной из сторон по сделке потребуется подтверждать свои права владения недвижимостью в виду отсутствия или искожений в электронных документах. Мы даже не говорим о взломах сайтов и уничтожении баз данных, утечке персональных данных в общий доступ - всё это на совести профессионалов, которые по долгу службы занимаются защитой цифровой информации и киберсреды. А уж об веерном отключении электричества в стране даже подумать страшно.

Как же обезопасить себя Собственнику недвижимости в условиях цифрового лагеря и что делать если цифровые данные не отражают текущего состояния правового статуса квартиры или дома?

В первую очередь - хранить все бумажные документы связанные как с правами на недвижимое имущество, так и с платежками по его обслуживанию.

Да, в личном кабинете Сбербанка сохраняются все транзакции и это очень удобно, но по «закону Подлости», личный кабинет будет недоступен именно тогда, когда потребуется подтверждение фактов совершения платежей.

Если Вы совершали сделку в простой письменной форме - храните свой экземпляр договора и передаточного акта с оригинальными подписями Покупателя и Продавца.

В настоящее время после регистрации перехода права собственности Покупатель получает на руки Выписку из ЕГРН. Обратите внимание, что эта выписка несколько отличается от обычной выписки из ЕГРН - на ней есть живая синяя печать. Берегите эту выписку, т.к. она является основным документом, подтверждающим в бумажном виде, факт владения Вами недвижимостью.

Что делать если цифровые документы утрачены или скомпрометированы:

На сайте Росреестра имеются записи о всех кадастрированных (поставленных на кадастровый учёт) объектах недвижимого имущества. Получить расширенную выписку из ЕГРН может собственник по заявлению.

Если Ваша сделка удостоверялась нотариусом - у него в архиве должны хранится все документы, которые были предоставлены обеими сторонами по договору купли-продажи.

Если Вы приобретали квартиру с использованием заёмных средств - экземпляр договора купли продажи, передаточного акта и закладная хранятся в банке, т.к. он был Залогодержателем.

При подготовке сделки риелтором или юристом, можно обратиться к нему, т.к. риелторы и юристы, при составлении договора используют правоустанавливающие документы, которые могут быть в их архивах.

При регистрации по месту постоянного нахождения (прописке) в паспортном столе могут сохранится копии документов, которые подаёт собственник для получения штампа о постоянной регистрации в паспорте. Даже если в квартиру прописывается кто-либо, он обязан предоставить согласие собственника.

Конечно, в самых тяжёлых ситуациях, придётся обращаться в суд, по иску установления права собственности в судебном порядке. Но для составления иска потребуются копии и оригиналы документов, доказывающих что Вы действительно являетесь собственником, несёте расходы по содержанию принадлежащего Вам недвижимого имущества, зарегистрированы в нём, проживаете сами вместе с членами вашей семьи.

 

 



+7-963-750-42-86

Дата создания: 01.07.2022 13:10:50
IP Адрес: 95.31.30.27