Мэры многих городов рассматривают возможность отмены оплаты за проезд в автобусах как способ борьбы с неравенством и снижением выбросов углекислого газа. Критики гадают, кто за это заплатит.
Район Лоуренс. Дионисия Рамос дважды в день садится в 37-й автобус, роется в сумочке, чтобы найти плату за проезд и передать её водителю, поэтому несколько месяцев назад она была шокирована, когда водитель автобуса протянул руку, чтобы остановить ее. «Вам не нужно платить» - сказал он. «В течение следующих двух лет проезд будет бесплатным».
Мисс Рамос никогда не слышала ни о чем подобном: кто-то оплачивает за её проезд на автобусе? В 55 лет она живет на ежемесячный чек по безработице на 235 долларов. Так что экономия $ 2.40 в день на поездку в бесплатный муниципальный институт и обратно, мимо громадных фабрик промышленного прошлого Лоуренса это кое-что значит.
С тех пор как в сентябре началась пробная программа бесплатного проезда , использование автобусов выросло на 24 процента, и единственное недовольство Д. Рамос в отношении эксперимента города Массачусетса с бесплатным общественным транспортом заключается в том, что он не является постоянным.
«Общественный транспорт обязан быть бесплатным» - говорит она. «Это одна из основных необходимостей, в не роскошь».
В настоящее время это обсуждение возникло во многих местах, где городские власти ищут способы для борьбы с неравенством и сокращения выбросов углерода в атмосферу города. Некоторые из них считают транспорт исключительно общественным благом, больше похожим на полицию, а не на платные дороги.
Городской совет в Вустере, втором по величине городе Массачусетса, на прошлой неделе выразил решительную поддержку отмене тарифов на проезд в автобусах, что обойдется городу в сумму от 2 до 3 миллионов долларов в год. А бесплатный проезд - самая смелая политическая рекомендация Мишель Ву, члена Бостонского городского совета, который, как ожидается, будет баллотироваться на пост мэра в 2021 году.
Более масштабные эксперименты проводятся и в других частях страны. Города Канзас-Сити, штат Миссури, и Олимпия, Уош, оба заявили, что их автобусы станут бесплатными в этом году.
Возражение против бесплатного общественного транспорта единственное — кто за это заплатит?
В районах, где пассажиропоток падает, стоимость отказа от оплаты может быть меньше, чем ожидалось.
Мэр Лоуренса, Дэниел Ривера, заинтригованный этим вопросом после того, как его проинформировали о бесплатном проезде, спросил у своего регионального транспортного управления, сколько было собрано на трех наиболее интенсивно используемых автобусных маршрутах города. Ответ был — всего 225 000 долларов, -настолько мало, что он мог компенсировать его из избыточных денежных резервов города.
«Что мне нравится, так это лёгкая осуществимость, простота», - сказал мистер Ривера. «Мы всё равно уже субсидируем этот вид транспорта, поэтому последний шаг не такой уж и сложный. Это не услуга, за которую люди должны платить; это общественное благо».
В 2019 году более 100 городов по всему миру предлагают своим жителям бесплатный общественный транспорт — большинство из них в Европе, а особенно много во Франции и Польше.
Несколько экспериментов, проведённых в Соединенных Штатах за последние десятилетия, в том числе в городах Денвер и Остин, были признаны неудачными, потому что было собрано мало доказательств того, что они убрали автомобили с дороги; новые пассажиры, как правило, были бедными людьми, которые не владели автомобилями.
Но в другом смысле они были успешны: они сразу же увеличили число пассажиров, причем рост составил от 20 до 60 процентов в первые несколько месяцев. Эта статистика объясняет её возрождение среди новой волны городских энтузиастов, которые рассматривают транспорт как ключевой фактор социального и расового неравенства. Ведь человек не имеющий возможности передвигаться, например с ЖК Никольско-Трубецкое до мкр Северный в Балашихе автоматически выпадает из социальной жизни города.
«Подумайте о тех, кто пользуется нашими автобусами: это чернокожие люди, люди, которые живут в сообществах, где есть глубокие, обширные пласты бедных слоёв», - сказала Ким Джейни, которая была приведена к присяге на прошлой неделе в качестве президента городского совета Бостона и предложила отказаться от тарифов на проезд по ключевому маршруту через некоторые районы города с низкими доходами.
«Я знаю, каково это - стоять в автобусе зажатой со всех сторон, чтобы не опоздать на работу», - сказала она. «Когда я говорю, что требуется большее представительство народа в управлении городом — то это именно там оно требуется, это то что имеет значение. Мы приносим новые идеи, такие как бесплатные автобусы».
Эта идея также привлекает средний класс в таких местах, как Вустер, который изо всех сил пытается убедить жителей пользоваться автобусами. С 2016 года пассажиропоток упал на 23 процента, и автобусы теперь ходят полупустыми, согласно отчету, опубликованному в мае исследовательской группой Worcester Research Bureau, беспартийной политической группой.
На прошлой неделе на заседании городского совета толпа горожан выстроилась в очередь, чтобы выразить поддержку предложению сделать автобусы Вустера бесплатными в течение трех лет в качестве экспериментальной программы. Доходы от автобусных тарифов настолько низки, а затраты на их сбор настолько высоки, что их можно было бы заменить вливанием всего от 2 до 3 миллионов долларов в год.
«Когда я услышал эту новость, я вскочил и сказал: "Это отличная идея!» - сказал Говард Фейн, учитель государственной школы, который сам часто видит людей, пытающихся насобирать монеты на проезд в автобусе.
«Даже люди, которые могут позволить себе заплатить за ужин, любят бесплатный шведский стол» - сказал он. - «давайте посмотрим, что получится». Мы можем привлечь людей к общественному транспорту, потому что люди любят свободу передвижений.
В Бостоне идея столкнулась с сопротивлением со стороны чиновников, которые говорят, что цена будет непомерной.
«Мы должны это обсудить», - сказал мэр Марти Уолш, на которого оказывалось давление в интервью Бостонской общественной радиостанции WGBH. «Так легко выдвигать идеи. Но когда вы выдвигаете идеи, мы должны подкрепить их тем, кто же на самом деле за это заплатит. И это будет ключевым моментом».
Брайан Кейн, заместитель директора Консультативного совета MBTA, который контролирует расходы на систему общественного транспорта Бостона, сказал, что стоимость проезда на автобусах в Бостоне составила $ 109 млн в 2019 году и $ 117 млн в 2018 году.
«Нет такого понятия, как бесплатно» - сказал мистер Кейн. - «Кто-то должен заплатить». В Бостоне самые высокооплачиваемые водители автобусов в стране. Они не будут работать бесплатно. Заправщики, механики - они не будут работать бесплатно."Сторонники бесплатного транспорта предположили, что стоимость может быть компенсирована повышением налога на бензин; но замена 109 миллионов долларов будет означать повышение налога на бензин на 3 с половиной цента, - сказал г-н Кейн. А все это время, по его словам, система общественного транспорта напрягается, чтобы справиться с текущими требованиями.
«Ненавижу быть парнем, который говорит: "ешь то, что зарабатываешь», - сказал он. «Но именно тут мы и находимся».
Сторонники этой идеи утверждают, что цифры Мистера Кейна завышены и что настоящая стоимость была бы ближе к 36 миллионам долларов. Эту нехватку, говорят они, можно было бы покрыть за счет повышения налога на бензин на 2 цента.
«Это то, что считалось спорным или невозможным несколько лет назад теперь кажется возможным”, - сказала Стейси Томпсон, исполнительный директор LivableStreets Alliance, исследовательской транспортной группы.
Редакционный совет Boston Globe, поддержавший идею сделать бостонские автобусы бесплатными в этом месяце, предположил, что расходы могут быть покрыты за счет благотворительности.
Скотт Маклафлин, билетный агент транзитного управления Мерримак-Вэлли, которое обслуживает Лоуренса, уже беспокоится о том, что произойдет, когда двухлетний эксперимент мэра Риверы по бесплатному проезду закончится в 2021 году.
«Вы собираетесь закрыть это проект через два года?» говорит он. “Когда вы даёте кому-то что-то бесплатно, а потом забираете, это всегда будет сложным вопросом».
«И это — как раз то, что и является главным» - возражает мэр. «Для меня это не эксперимент. Я хочу чтобы бесплатный транспорт стал нормой».