Очень часто люди вкладывают в приобретение собственного помещения серьезные деньги и несут немалые затраты, хотя офис в привычном понимании им вовсе не нужен. Более того, в свете новых тенденций в современном менеджменте, например, частого использования аутсорсинга - дистанционных форм совместной работы или работы «на территории заказчика», представление об офисе в его классическом понимании сильно меняется.
Многие компании сегодня не имеют постоянного офиса, и бизнес их от этого ничуть не страдает. Сотрудники могут находиться в разных городах и, например, раз в полгода собираться на встречи для личного общения. Не следует думать, что это годится только для фирм, разрабатывающих программное обеспечение, работающих с Интернет-ресурсами или занимающихся посреднической деятельностью. Известны примеры того, как многие издательства, аналитические агентства, call-центры, справочные службы, дистанционные учебные заведения и дистрибьюторы косметики прекрасно обходятся без постоянного помещения.
У некоторых компаний офиса как такового нет. Например, агенты, распространители, водители, курьеры могут собираться утром и вечером в облюбованном кафе, обсуждать дела и планировать работу. Для коммуникаций они пользуются мобильной связью с переадресацией, используют единый номер для группы или, при необходимости, нанимают диспетчера, который может обслуживать всю группу с собственного домашнего телефона.
Искать помещение под офисную деятельность в Балашихинском районе лучше всего с помощью агентства недвижимости — это самый простой способ, и самый безопасный. В Балашихе есть некоторое количество офисных помещений, сдающихся в аренду «полулегально», не переведённых в нежилой фонд, в связи с чем такие офисы редко попадают в базы данных агентств по недвижимости.
Прежде всего предложения офисных помещений отличает их цена. Все, что находится в базах агентств, — это офисы, владельцы которых уже прекрасно осведомлены о ситуации на рынке, о том что их объект будет проверен риэлторской компанией. Следовательно, никаких приятных сюрпризов ни с ценой, ни с документами для вас не будет. Единственное, что можно порекомендовать в связи с большим количеством арендодателей, - серьезно торговаться о цене на понравившийся офис. Кстати, не следует забывать и о комиссионных агента. Если его услуги заключаются лишь в том, чтобы показать вам пару вариантов из базы данных, то и стоить они должны соответственно. Если это понимаете вы, то понимает это и агент, который, в конце концов, может внять вашим аргументам (к агентам ведь тоже нет очередей) и согласиться серьезно урезать размер собственных комиссионных.
Если рассматривать потенциальный рынок офисов в Балашихе глубже, то стоит уяснить, что вариантов гораздо больше, чем это может показаться при изучении объявлений или баз данных агентств. Зачастую это могут быть помещения, хозяева которых даже не планируют их сдавать или продавать. Каждый второй институт или завод имеют некоторые излишки площади, но то ли в силу лености, то ли из-за каких-то опасений не предлагают их рынку. Конечно, такие варианты имеют свои минусы в виде пропускной системы на территорию, и , например, офис турагентства это просто убьёт, но для некоторых видов деятельности это может стать и плюсом.
Некоторые небольшие фирмы поступают примерно так. Они определяются с районом, где хотели бы найти офис - мкр Северный или Балашиха-1. Далее составляют перечень предприятий данного района, которые наиболее вероятно имеют пригодные помещения. Это могут быть НИИ, учебные заведения, первые этажи жилых домов, заводы, фабрики, автотранспортные предприятия, склады, торговые базы. Кто-либо из шефов компании договаривается о встрече с руководством этих предприятий. Опыт показывает, что крайне редко такой визит заканчивается совсем уж безрезультатно. Обычно после обхода десятка предприятий вам есть из чего выбирать. Ранее неплохие помещения под офисную деятельность можно было найти в СоюзДорНИИ, но теперь его снесли, а на его месте построили жилой комплекс "Жемчужина Виктории".
Если вы найдете общий язык с управляющим или хозяином такого помещения, а это, пожалуй, самое сложное в данном процессе, — можно здорово сэкономить. Однако обратной стороной медали может быть некомпетентность владельца офиса в общепринятых нормах при заключении сделки. Результатом ее может стать выселение из отремонтированных за ваш же счет помещений из-за неправильного оформления документов или отсутствия у вашего «партнера» прав на сдачу помещений третьим фирмам.
Так что если вы не уверены в собственных юридических знаниях, только начинаете бизнес - лучше обратиться в Региональное Агентство Недвижимости, где агенты с многолетним стажем дадут исчерпывающую информацию как по документам для заключения договора, так и по характеристикам района, в котором расположен офис, проведут экспертизу документов, сопроводят вас на каждом этапе договора.
В этой фразе - арендовать нельзя купить - каждый ставит свою запятую. Покупать офис или арендовать его — большой и, можно сказать, вечный вопрос. В пользу аренды говорят такие аргументы, как малые единовременные вложения средств, приемлемые ежемесячные платежи, отсутствие ответственности (в больших городах поддержание отношений со всеми инстанциями, работающими с собственниками нежилых помещений — немалая головная боль), а также возможность быстро сменить месторасположение офиса, увеличить или уменьшить его площадь или класс.
Покупка же офиса имеет не менее очевидные преимущества. Несомненно, что когда офис становится вашей собственностью, вы получаете возможность использовать его как гарантию при внешнем финансировании. При этом вы не рискуете потерять все затраты на улучшение помещения — например, косметический ремонт, как в случае истечения срока аренды. Немаловажно и то, что наличие офиса в собственности говорит о ваших долгосрочных намерениях и служит хорошей составляющей для репутации бизнеса.
Однако вам кажется, что из-за недостатка средств вы не можете позволить себе раскошелиться на покупку офиса. Тут вы ошибаетесь. Если ваша компания имеет стабильно работающий бизнес, можно смело думать о покупке. Стоимость офиса составляет от трёх до семи годовых арендных платежей за это же помещение. Если вы позволяете себе арендовать данное помещение три года и более, значит, можете рассчитывать и на его покупку. Чтобы не «вынимать» деньги из оборота, обычно пользуются кредитными средствами, залогом по которому будет выступать именно приобретаемое помещение. Естественно, при данной схеме вы расстаетесь с большей суммой, нежели цена офиса на величину процента по кредиту. Однако, когда арендуете офис, вы тоже выплачиваете каждый месяц немалые деньги, и они уходят безвозвратно. Кроме того, при заключении кредитного договора можно оговорить возможность его досрочного погашения и воспользоваться этой возможностью, если неожиданно дела пойдут лучше.
Даже в худшем случае, если ваш бизнес «прогорел» и вы точно знаете, что не сможете выплатить оставшуюся часть кредита, вы (совместно с банком) можете продать помещение, покрыть невыплаченную сумму, штрафные санкции и издержки, и может быть какая-то часть денег от продажи вернется к вам. В данном случае нелишним было бы застраховать свою фирму от части рисков, заключив договор со страховой компанией. Все эти щекотливые моменты должны быть детально описаны в договорах займа с банком.
Не стоит думать о покупке офиса в самом начале вашей деятельности. Первое время действительно лучше арендовать его, а по прошествии какого-то времени, когда ваш бизнес устоится, и вы будете лучше представлять, чего от него можно ожидать, — можно думать о покупке.
Как и многие другие вопросы, договоренности об аренде многие арендаторы, да и арендодатели фиксируют на двух уровнях: документальном и в личном общении, совершенно забывая, что в случае возникновения разночтений документальным доказательством является только бумажная версия договорённостей. Во истину, трудно выделить более важный уровень. Личные договоренности обычно работают повседневно и позволяют легко находить решение многих проблем. Документальный уровень — это ваша линия обороны. Только к нему обращаются, когда возникают сомнения в формулировках договоренностей или какие-либо проблемы, которые не удается отрегулировать путём переговоров.
Но ни что не вечно, и условия аренды меняются с течением времени. Например, даже если вы уверены, что отразили в договоре все, но чувствуете, что никакого контакта и понимания на личном уровне нет, то сильно рискуете. По каждому поводу, которых всегда найдется много, вы не станете обращаться в суд, даже если вопрос важней. Наша судебная система оставляет желать лучшего, и время, силы и нервы, потраченные на разбирательства, скорее всего могут принести вам большую пользу в ином применении. Поэтому прежде чем засесть за составление пространного договора, попытайтесь разобраться, существует ли взаимное доверие, хотя бы в общих чертах.
В цену может входить или не входить масса деталей: НДС, коммунальные платежи, абонентская плата за телефонные линии и доступ в Интернет, парковка, пользование прилегающей территорией, лифтом, беспрепятственное пользование проходами, лестницами и коридорами, доступ сотрудников в офис в ночное время и в выходные дни, охрана здания или территории, уборка помещений общего пользования, дополнительные услуги и т.д. Говорить о том, что цена высокая или низкая, можно, лишь проанализировав весь этот набор. Очень часто цена выглядит низкой, но потом выясняется, что в счет будет добавлен НДС, а использование офиса «невозможно» без оплаты большого перечня дополнительных услуг.
Иногда арендодатель применяет еще и внутренние коэффициенты и услуги: например, коммунальные стоят для вас в 2,5 раза дороже, потому что такую стоимость требуют городские службы за обслуживание нежилых помещений.
Оплата может быть в различных формах - наличной, безналичной и комбинированной. Следует быть осторожным при расчетах неучтенными наличными — эти платежи не могут быть включены в условия официального договора.
Отдельно в договоре нужно указать, за какие административно-хозяйственные проблемы отвечаете вы, а за какие арендодатель. Например, сломался лифт — ремонтирует он, а поменять лампочку в туалете — ваша задача.
Важно также, несет ли ваш арендодатель ответственность за исправность всех коммуникаций и за последствия их поломки. Например, кто будет оплачивать ремонт, если у вас протекла батарея, и вы залили соседей.
Если вы вкладываете деньги в ремонт, то проведите переговоры о том, чтобы вычесть их из первых месяцев вашей арендной платы. Причем не стоит сильно растягивать эти процессы (и ремонт и внесение пунктов о ремонте и каникулах в договор).
Важным пунктом в договоре является расторжение отношений. За какой срок вы должны уведомить владельца помещения? Существует ли невозвращаемый депозит, который пропадает при вашем решении съехать досрочно? Может ли быть односторонне поднята вам арендная плата (может использоваться как скрытый механизм нажима)? В каком состоянии вы обязаны оставить после себя помещение? Эти и многие другие вопросы должны быть отражены в договоре.
Далеко не всем нужен офис высшей категории, расположенный в самом центре. Дело даже не в экономии. У каждого бизнеса своя специфика. Кому-то нужен рядом склад, кому-то прохожие (причем определенного типа), кому-то нужен шик, а кому-то наоборот — максимально простая обстановка. Чей-то клиент ездит определенно на маршрутке, а чей-то на машине.
Например, компания, много лет находившаяся в рабочем районе, имела хорошие показатели, пока не решила пустить всем пыль в глаза и не переехала в центр города, в квартал, где постоянные проблемы с парковкой. В результате почти все, даже старые клиенты не смогли приехать к ним в новый офис и продажи упали почти до нуля.
Кризис и санкции оказывают влияние на арендаторов. В последнее время среди арендаторов наметилась тенденция к аренде либо недорогих, либо небольших офисных помещений. В условиях падения продаж арендатор стремится минимизировать расходы, в том числе и расходы на аренду.
Большинство людей, вне зависимости оттого, верят они в приметы, в феншуй и т.д. или нет, согласны, что от местоположения офиса и его оформления зависит, как идет бизнес.
В любом случае важно, чтобы офис нравился вам и вашим сотрудникам. Прежде чем решить окончательно, съездите в предполагаемый офис еще один-два раза. Возьмите кого-нибудь из ваших сотрудников, чьему мнению вы доверяете. У вас должны оставаться хорошие эмоции после этих посещений и появиться хорошие предчувствия.
Желательно, чтобы офис был удобным для ваших сотрудников и клиентов. Такие элементарные вещи, как хорошее освещение, доступ свежего воздуха, удобная мебель и хотя бы минимум офисной техники значат больше многих дорогих игрушек или украшений.
По нашему опыту арендаторы можно разделить на 2 группы
1-я арендует помещение 2 - 6 месяцев, а потом либо закрывается либо ищет другую локацию
2-я арендует помещение 5 - 7 лет и более (в зависимости от экономической ситуации), поэтому выбирая себе офис держите в уме, что эти стены, вход и парковку вы будете видеть в течение продолжительного срока времени, и работа в выбранных вами условиях должна приносить вам удовольствие.
Аренда офисных и нежилых помещений в Балашихе +7-963-750-42-86+7-963-750-42-86