Парижане подавляющим большинством голосов проголосовали в воскресенье за запрет проката электрических скутеров, что нанесло сильный удар по прокатчикам электросамокатов и стало победой жителей за безопасность дорожного движения.
Референдум означает, что город Эёфелевой башни, некогда пионер в области использования электроскутеров, станет единственной крупной европейской столицей, которая объявит вне закона широко распространенные устройства, которые можно было арендовать через мобильные приложения.
Жителей города попросили высказаться "за" или "против" в ходе общественного голосования, организованного мэром Энн Идальго, и, как показали официальные результаты, почти 90 процентов голосов было подано "против проката электросамокатов".
"Мы счастливы. Это то, с чем мы боремся более четырех лет", - сказал Арно Килбаса, соучредитель благотворительной организации Apacauvi, представляющей интересы жертв аварий на электронных скутерах.
"Все парижане говорят, что они чувствуют себя не спокойно, когда идут по тротуару, нервничают, когда переходят дорогу. Вам приходится всегда и везде быть настороже", - сказал агентству AFP Килбаса, чья жена и маленькая дочь были сбиты водителем электроскутера. "Вот почему они проголосовали против скутеров".
В Балашихе тему проката электросамокатов развивает Urent. Точки сбора электроскутеров находятся на первой Балашихе, у балашихинского железнодорожного вокзала напротив микрорайона Жемчужина Балашихи и мкр Южный. Всё что требуется для аренды - мобильное приложение и банковская карта, с которой будут проводится списания. Прокатчик предупреждает что на один аккаунт можно взять 5 самокатов. На сайте отсутствуют какие либо требования по возрасту арендаторов, средствах индивидуальной защиты или информация о страховонии от несчастного случая. Другими словами - плати и кати.
Прокатчики электоскутеров говорят, что их несправедливо выделяют как ответственных за хаотичный характер движения по парижским улицам. Хотя мэр Идальго, с момента прихода к власти в 2014 году выступает за те виды транспорта, которые не выделяют вредных веществ.
Её администрация приветствовала операторов электронных скутеров с распростертыми объятиями в 2018 году, но с тех пор она постепенно ужесточала правила, создавая специально отведенные зоны парковки, ограничивая максимальную скорость и количество операторов сдающих скутера в аренду.
Но такие меры не смогли убедить жителей, которые часто жалуются на неосторожное вождение скутеристов в нетрезвом виде, а также на беспорядок на тротуарах.
Череда несчастных случаев со смертельным исходом также высветила опасность транспортных средств, которые в настоящее время могут брать напрокат дети в возрасте от 12 лет.
"Я исполняю выбор избирателей, прямо и незатейливо", - заявила Идальго журналистам во время голосования в воскресенье.
Теперь ожидается, что она не будет продлевать контракты с тремя городскими операторами по прокату электросамокатов - калифорнийской Lime, амстердамской Dott и берлинской Tier.
Она сказала, что их бизнес—модель была "очень дорогой — 400 руб за 10 минут - это не очень выгодно, и, прежде всего, электроскутеры это причина множества несчастных случаев".
Данное решение не затронет личные электрические скутеры, которых, по данным министерства транспорта, в прошлом году по всей стране было продано 700 000 штук.
Ежедневно во Франции, в 200 городах совершается около 100 000 поездок на арендованных электронных скутерах.
Запрет представляет собой значительный финансовый и репутационный удар для интернациональных операторов и может побудить другие города последовать его примеру.
Монреаль объявил вне закона все электрические скутеры для проката или частного использования в 2020 году, в то время как Копенгаген запретил прокатные версии электроскуиеров в 2020 году, прежде чем вернуть их год спустя на более строгих условиях.
Компании, производящие электронные скутеры, поддержали ужесточение правил во Франции, обнародованных правительством на прошлой неделе, которые увеличат минимальный возраст для управления электросамокатом до 14 лет и увеличат штрафы за такие правонарушения, как вождение с пассажиром.
"Конечно, есть нарушения правил вождения и опасное поведение на тротуаре. Такова человеческая природа, а не транспортное средство", - заявил Николас Горс, управляющий директор Dott. "Что нам нужно, так это обучать, выявлять и наказывать".
Хади Карам, генеральный менеджер Lime во Франции, заявил AFP на прошлой неделе, что Париж идет "против течения", стремясь запретить прокат электронных скутеров. При этом он сослался на недавние решения расширить их прокат в Вашингтоне, Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне.
"Существует тенденция к переходу к таким средствам передвижения, и эта тенденция зародилась в Париже, который был пионером", - сказал он.
Операторы предлагали бесплатные поездки клиентам, проголосовавшим в воскресенье, и нанимали влиятельных людей в Интернете, чтобы попытаться заручиться поддержкой своих в основном молодых пользователей, как видно, напрасно, судя по высокой доле пожилых избирателей, которых видели в очередях.
"Электроскутеры опасны как для тех, кто ими пользуется, так и для пешеходов", - заявила агентству AFP Франсуаза Гранье, 68-летний врач, проголосовавшая в девятом округе столицы. "А полиция никогда не вмешивается".
Как и она, 50-летний ИТ-работник Майкл Дахан выразил сожаление по поводу состояния столичных улиц, сказав: "Если бы поведение скутеристов регулировалось лучше, я бы не был против... но вы видите, что люди ведут себя сумасшедшим образом".
Конечно, авторы статьи не дают информации о наличии специально отведённых полос движения для электросамокатов и электровелсипедов. И, хотя в условиях подмосковного климата, прокат электроскутеров возможен всего 5-6 месяцев, многие балашихинцы воспользовались бы таким средством передвижения. Особенно если бы имелись выделенные асфальтированные дорожки связывающие, например, микрорайон Лукино и ж/д станцию, мкр-н Северный и Южный. Самое главное, чтобы удобство проезда и безопасность движения не входили в такие очевидные противоречия.